Слышим «боковой порез» представляем себе шину с дыркой от ножа. Если часто ругаться с соседями из-за парковки, такое вполне возможно. Но всё же боковой порез шины – это не только порез в буквальном смысле слова. Невероятно, но факт: грыжа тоже относится к боковым порезам. А можно ли отремонтировать порез и безопасно эксплуатировать после этого шину? Можно, но не всегда. Как порезать шину?На практике порез обычно получается не от воздействия острым предметом, а от удара. Если на приличной скорости въехать в яму, боковина сожмется слишком сильно и окажется зажатой между диском и краем этой самой ямы. В результате получается пробой, который по устоявшейся терминологии называется порезом. Грыжа – частный случай, при котором шина пробивается не насквозь, но корд оказывается перерублен сильным ударом. Что из этого хуже, сказать трудно. С одной стороны, если получить классический порез, заметить его не сразу и проехать хотя бы метров 300, шину придётся выбрасывать. С другой, грыжа – это бомба замедленного действия. Когда-нибудь она может хорошо рвануть, и это по закону подлости может случиться совершенно неожиданно, отчего последствия могут быть тяжелее. Как бы то ни было, примем пока к сведению, что, несмотря на внешние отличия, отличия пореза и грыжи минимальны: они появляются по одной и той же причине, а способ их ремонта практически одинаковый. Что действительно важно, так это помнить одну вещь: только феноменально невезучий человек может заработать боковой порез, если шина была накачана до правильного давления. Если влететь в яму нормально накачанным колесом, проще погнуть диск, чем угробить шину. Ну а диск можно править много раз (если делать это правильно, а не за пятьсот рублей по-братски), а два даже хорошо отремонтированных пореза – это повод думать о новой шине. Фото: belchonock, depositphotos.com Можно ли ремонтировать?Обычно боковой порез отремонтировать можно. Более того, производители расходных материалов для шиномонтажных мастерских пишут свои инструкции, в которых рассказывают, какие материалы для этого нужно использовать и как это делать правильно. То есть, часто они готовы дать гарантию, что шина после ремонта бокового пореза будет служить ещё долго и надёжно. Однако есть случаи, в которых гарантию никто не даст или когда ремонт окажется бесполезным занятием. Во-первых, конечно, это зависит от размера пореза. Самые большие подходящие для ремонта бокового пореза заплатки имеют размеры либо 30х70 мм (профессионалам они известны как заплатка №23), либо 55х55 (заплатка №252). Соответственно, порез большего размера «вылечить» нельзя. Но и получить настолько большое повреждение тоже очень сложно. Фото: Kolesa.ru Во-вторых, важно учитывать расположение бокового пореза. Нельзя пытаться что-то сделать с порезом на посадочном кольце шины (кольцо вообще ремонтировать нельзя), а кроме того, порез должен быть дальше, чем на четыре сантиметра от него. При этом не ближе двух сантиметров до беговой дорожки. Вообще, стык беговой дорожки и боковины (он же – плечо шины) лучше тоже не ремонтировать – это самое нагруженное место шины.Все остальные порезы ремонтировать можно, причём успешно. Часто на ремонт порезов дают «пожизненную» гарантию, то есть, до полного износа шины. Но при этом есть одна тонкость: лучше где-то себе в уме понизить на одну ступень индекс скорости шины. То есть, если до ремонта шина была рассчитана на эксплуатацию на скорости до 210 км/ч (буква Н в обозначении на боковине), то после ремонта на ней не надо ездить быстрее 190 км/ч, что соответствует предыдущему индексу Т. Но, как вы понимаете, этот совет практического значения почти не имеет: у нас так гонять всё равно негде.Как ремонтировать?Ясно, что жгутом порез не отремонтируешь, да и вообще жгут вообще не стоит рассматривать как способ нормального ремонта – это временная мера. Порез ремонтируют только горячей вулканизацией: холодная заплатка на постоянно деформирующейся во время качения боковине шины держаться не будет – отвалится. Поэтому качественный ремонт пореза легковой радиальной шины – это всегда горячая вулканизация. Несмотря на то, звучит название этого процесса как-то слишком просто и обыденно, сам процесс довольно сложный. Фото: Евгений Балабас Начинается он с подготовки места пореза. Снаружи шины делают ремонтную чашу: пневмодрелью зачищают порез, немного его расширяют и выравнивают его края. Таким образом в шине получается углубление (та самая чаша), в которую потом кладут тонкие полоски сырой резины и утрамбовывают. Ну и затем – вулканизируют при температуре до 160 градусов. И процесс этот довольно долгий: сначала вулканизатор надо разогреть до рабочей температуры (как правило, на это уходит 20-30 минут), затем оставить шину в вулканизаторе из расчёта четыре минуты на один миллиметр толщины места ремонта (то есть, время вулканизации пятимиллиметровой боковины составляет 20 минут). Ну и потом вулканизатору надо дать остыть, причём обычно – прямо на шине. Это может занимать разное время, но понятно одно: даже эта вулканизация, выполненная качественно, занимает около часа, а никак не 15 минут, за которые иногда предлагают заклеить боковой порез. В общем-то, можно и за 15 минут, но получится плохо. К тому же это ещё не всё: это только первый шаг в двухступенчатой (или двухэтапной) вулканизации. После того, как вулканизатор остынет, надо будет приниматься за второй.Второй этап – это установка радиальной (кордовой) заплатки с внутренней стороны шины. Особенность такой заплатки – наличие внутри нитей корда, которые после установки заплатки должны компенсировать повреждённый корд шины. Ставят её методом простой холодной вулканизации (другими словами, приклеивают), но обязательно так, чтобы направление нитей заплатки совпадало с направлением нитей корда шины. На этом ремонт закончен.Одноступенчатая вулканизация бокового пореза отличается только тем, что заплатку из сырой резины приклеивают такой же горячей вулканизацией одновременно со «стружкой» из сырой резиной с внешней стороны. Это ещё надёжнее, но есть существенный недостаток: место ремонта получается очень толстым, поэтому время вулканизации заметно увеличивается и ремонт занимает не меньше двух часов. А время, как известно, – деньги. Особенно для шиномонтажки.Фото: nejron, depositphotos.comГрыжи «лечат» практически так же, за исключением одной детали: её не вулканизируют снаружи, а ставят только внутреннюю заплатку, которая «восстанавливает» корд. Причём вполне допустимо обойтись даже простой холодной вулканизацией, но при некоторых условиях. Первое – это не слишком большая площадь повреждения, второе – использование заплаток большего размера, чем при горячей вулканизации, третье – порез должен быть один. И последнее очень важно, поскольку при сильном ударе иногда образуются два боковых пореза рядом, причём оценить их снаружи трудно – надо смотреть на внутреннюю сторону шины, потому что даже при существенном физическом повреждении снаружи может быть заметна только небольшая грыжа. Впрочем, такие сложные грыжи трудно вылечить с гарантией даже горячей вулканизацией.Что идёт не так?Если размер и место пореза позволяют, шину действительно можно восстановить и кататься на ней дальше. Но, к сожалению, успех этой операции очень сильно зависит от того, кто и где её выполняет. Если владельцы шиномонтажки экономят на расходниках, они могут заставлять свой персонал заклеивать порезы универсальной «заплаткой №25», а она для этого не подходит – нужна обязательно радиальная. А уж чего только не может напутать сам шиномонтажник… Намудрить со временем и температурой вулканизации, с установкой шины в вулканизатор (особенно в механический, которым пользоваться сложнее, чем пневматическим), с выбором заплатки и, наконец, с балансировкой собранного колеса, потому что вулканизация меняет баланс шины значительно, и это надо учитывать. А учитывать часто лень, потому что это означает, что нужно отдельно проверить баланс диска, найти его самую лёгкую точку и при сборке колеса совместить её с местом ремонта пореза. Одним словом, очень многое зависит не только от сложности самого пореза, но и от того, кто его «лечит». С грыжами то же самое: как частный вид пореза лечить их часто можно очень успешно, но только прямыми руками и с помощью хорошего оборудования. Ведь будет очень обидно, если где-то на трассе из-за одной ошибки шиномонтажника шина издаст громкое «бабах» и отправит автомобиль в кювет или на встречку. Фото: kalinovsky, depositphotos.comИ отдельно надо сказать о желании некоторых шиномонтажников уговорить клиента для надёжности поставить в отремонтированную бескамерную шину камеру. Камера в этом случае только вредит! Во-первых, камера может просто приклеиться к месту установки заплатки. Но это ерунда – её можно выкинуть. Хуже другое. Отказ от камер был продиктован не только стремлением сделать колесо легче с целью снижения неподрессоренной массы автомобиля, но и тем, что камера всегда немного движется внутри шины, сильно нагревается сама и нагревает шину. А чем сильнее греется шина в процессе эксплуатации, тем интенсивнее она стареет и разрушается. И первым, само собой, разрушается самое слабое место шины. То есть, место ремонта. И на практике получается, что автовладелец ставит камеру, чтобы стало надёжнее, но в результате заплатка просто отваливается из-за этой самой камеры. Поэтому намного правильнее будет не ставить в бескамерную шину камеру, а максимально серьёзно отнестись к выбору шиномонтажной мастерской. Как её выбрать – мы уже рассказывали, так что сейчас остаётся только напомнить, что если раньше при необходимости купить новую шину Goodyear или Michelin взамен убитой проблема могла быть только в деньгах, то теперь ситуация сильно изменилась. Поэтому если возникла необходимость отремонтировать шину, мотивация сделать это максимально качественно стала еще выше. Всё-таки три Michelin и один Noname на одной машине – это не очень хорошо. Хотя, наверное, и четыре Noname – тоже. Источник