Нажать на педаль тормоза и почувствовать, что она проваливается куда-то в пустоту – верный способ пережить очень неприятное ощущение. Теоретически это ощущение можно даже не пережить, но не будем загонять себя в крайний пессимизм, а лучше разберёмся, почему такое может произойти, а главное – как этого можно избежать. Простая механикаДля начала вспомним, что происходит при нажатии на педаль тормоза легкового автомобиля с гидравлической тормозной системой. Происходит следующее: водитель жмёт педаль, толкатель в главном тормозном цилиндре давит тормозной жидкостью на последовательно установленные поршни двух контуров ГТЦ (как правило, все современные главные тормозные цилиндры двухконтурные). Посредничество вакуумного усилителя пропустим – он влияет на лёгкость нажатия педали, а не на её ход. Итак, поршни в ГТЦ продавливают возвратные пружинки и перекрывают компенсационные каналы. Перепускной клапан открывается, тормозная жидкость поступает по магистралям в рабочие тормозные цилиндры. Поршни под давлением жидкости выдвигаются и прижимают колодки к дискам, машина замедляется. Во время открытия перепускного клапана пространство за поршнями ГТЦ заполняется тормозной жидкостью, предотвращая тем самым попадание воздуха в гидравлическую систему. Ну а когда водитель отпускает педаль, возвратные пружины толкают поршни ГТЦ обратно, заставляя их вернуться в исходную позицию. Тормозная жидкость, которая в начале процесса попала внутрь цилиндра, через перепускной клапан возвращается обратно в бачок, установленный наверху ГТЦ. Конечно, мы тут пропустили процессы, происходящие в момент торможения в ABS и системе курсовой стабилизации, но они тоже не влияют на ход педали и способны лишь вызвать её вибрацию в момент срабатывания ABS. От чего в этой механике зависит ход педали тормоза? По большому счёту, всего от двух факторов: от объёма тормозной жидкости, которую надо прокачать для прижимания колодок к тормозному диску (или барабану), и от того, насколько несжимаемая жидкость действительно несжимаема (то есть, от наличия в тормозной жидкости воды или воздуха). Начнём с объёма. Много лишнегоКажется, что объём тормозной жидкости в системе неизменен, а значит, и на ход педали он влиять не может. Но это не так, потому что при неизменности общего объёма гидросистемы может меняться объём прокачиваемой жидкости. Самая простая ситуация – это значительный износ тормозных колодок, особенно – колодок барабанного тормоза с отсутствующим или неисправным механизмом самоподвода. Если колодки дискового тормоза по мере износа всегда сдвигаются к диску и мало влияют на изменения хода поршня (что могло бы привести к увеличению хода педали тормоза), то износ колодок заднего барабанного тормоза может увеличить ход педали значительно: чтобы прижать их к барабану, требуется выдвинуть поршни сильно, а значит, прокачать за одно нажатие большее количество тормозной жидкости. Но есть и хорошая новость: колодки не изнашиваются внезапно, поэтому и рост хода педали будет постепенным. Если этот тревожный сигнал вовремя заметить, то ничего страшного не произойдёт: достаточно будет заменить колодки и восстановить работоспособность механизма их самоподвода. Верный признак критического износа колодок – срабатывание тормозов лишь со второго нажатия педали. Первого может уже не хватать для прокачки всей необходимой жидкости, и колодки прижимаются к барабану только со второго «качка» жидкости. Но при этом педаль не проваливается в пол дальше. Если же проваливается, то проблема, скорее всего, кроется в главном тормозном цилиндре, а не в износе колодок. Что же это за проблема в ГТЦ? А это то, что можно назвать перекачкой тормозной жидкости туда, куда её перекачивать не надо. Такое происходит в случае критического износа манжеты (уплотнителя) поршня ГТЦ. Если при нажатии педали тормоза она внезапно легко провалилась, под машиной нет лужи тормозной жидкости, а её уровень в бачке остался неизменным, скорее всего, пора перебирать главный тормозной цилиндр: тормозная жидкость при нажатии на педаль просто возвращается через изношенные манжеты обратно в бачок, а не движет поршни ГТЦ. Ситуация опасная, но и тут есть хорошая новость: как мы уже говорили, современные тормозные цилиндры не бывают одноконтурными, а это значит, что тормоза всё-таки сохранят частичную работоспособность. В классической двухконтурной системе каждый контур отвечает за работоспособность исполнительных механизмов, расположенный на колёсах по диагонали: один – за левое переднее колесо и правое заднее, второй – за правое переднее и левое заднее. Остановить машину с одним неработающим контуром можно, но надо помнить, что фактически тормозить будет только одно переднее колесо, отчего машину будет вести в сторону, а замедление станет неожиданно вялым. Само собой, ездить с такой неисправностью нельзя: это не только запрещено, но и опасно.Третья ситуация, связанная с перекачкой слишком большого объёма тормозной жидкости, вызвана течью в тормозной магистрали. Тут даже разбираться ни в чём не придётся: колесо, мокрое от тормозной жидкости, и снижение уровня жидкости в её бачке – верный признак того, что придётся ехать в сервис на эвакуаторе и менять либо тормозной шланг, либо тормозную трубку. Реже – рабочий тормозной цилиндр. Ну и, конечно же, не стоит игнорировать красную пиктограмму на приборной панели – восклицательный знак в круге (иногда с надписью Brake), которая не только предупреждает о задействованном стояночном тормозе, но и о снижении уровня тормозной жидкости.Сжимаем и тормозимВ основе работы гидравлической тормозной системы лежит принцип несжимаемости жидкости. До поры до времени этот принцип работает, но с годами тормозная жидкость уже перестаёт быть классической несжимаемой жидкостью. Какой бы герметичной ни была тормозная система, в неё всё равно потихоньку попадает воздух. Когда его становится слишком много, поршни рабочих цилиндров толкают не только жидкость, но и газ, который предварительно приходится сжимать. И пока он сжимается, педаль тормоза проваливается в пустоту. Иногда приходится сделать несколько качков педалью, прежде чем весь воздух в старой «тормозухе» сожмётся и колодки прижмутся к диску.Вторая причина завоздушивания – это, как ни странно, вода. Так как тормозная жидкость гигроскопична, набрать из атмосферы влагу ей не слишком сложно. Когда содержание влаги в жидкости становится больше 3,5%, педаль может неожиданно провалиться в пол: при торможении греются не только колодки с дисками, но и тормозная жидкость. Вода в ней может закипеть, образовывая паровую пробку. То есть, газ, который, как известно, сжимается слишком хорошо. Завоздушивание магистрали устраняется сравнительно простым способом – заменой старой тормозной жидкости и прокачкой системы. Но лучше, конечно, не доводить тормозную жидкость до некондиционного состояния и менять её превентивно.Чтобы не провалитьсяПо большому счёту, в силах владельца сделать так, чтобы никогда не столкнуться с провалом педали тормоза. А если говорить точнее, то он обязан такой ситуации избежать: ничего сверхсложного для этого не требуется, а устраивать на дороге потенциально опасные ситуации – это не только противозаконно, но и аморально.Во-первых, нужно вовремя менять тормозные колодки. Чем сильнее выдвигается поршень суппорта из-за износа колодок, тем больше вероятность его подклинивания из-за риска коррозии и напряжённой работы резиновых уплотнителей. А при замене колодок заодно можно обслужить и суппорты, если это покажется необходимым.Во-вторых, при каждом ТО желательно хотя бы осмотреть тормозную магистраль, особенно на автомобилях возрастом около десяти лет и старше. К этому времени и трубки уже корродируют, и шланги стареют. Ржавые трубки желательно заменить заранее, а при осмотре шлангов обратить внимание на локальные дефекты в виде трещин и вздутий. Если они есть, шланги придётся заменить – это тот случай, когда не спасёт даже синяя изолента.В-третьих, нужно помнить, что тормозная жидкость заливается не на весь срок службы автомобиля, а на два года. Если у вас есть тестер тормозной жидкости, который способен определить содержание влаги в «тормозухе», это замечательно. Но слепо доверять этому прибору, особенно самому дешёвому, не надо. Замена тормозной жидкости – не такая уж дорогая и сложная операция, чтобы откладывать её до встречи со столбом. В-четвёртых, нужно помнить, что тормозная жидкость может закипеть и «провалить» педаль тормоза из-за ненормально высокой температуры вследствие заклинившего суппорта или даже неисправного ступичного подшипника. Мелочей в машине не бывает, почти все системы связаны между собой, хотя иногда это и не кажется очевидным. Поэтому ездить с неисправностью – это всегда риск, который может проявиться самым неожиданным образом. Лучше этого не делать.Ну и, конечно же, не надо экономить на тормозной жидкости. Если её качество или оригинальность вызывает опасение, лучше в систему её не заливать. Даже если она на первый взгляд выдерживает температуру и не закипает при нормальных торможениях, в критической ситуации при экстренном торможении она может подвести, оставив машину без тормозов. И ещё она может провоцировать коррозию металлических элементов тормозных механизмов и всей магистрали. А это, конечно, не то, чего все ждут от хорошей «тормозухи». Источник